05.11.2024

10 стыдных вопросов об изучении английского языка: отвечает преподаватель Женя Иванова

Мы собрали то, о чём вы так хотели узнать, но стеснялись спросить.

10 стыдных вопросов об изучении английского языка: отвечает преподаватель Женя Иванова

В этой серии статей известные эксперты отвечают на вопросы, которые обычно неловко задавать: кажется, что все об этом и так знают, а спрашивающий будет выглядеть глупо.

На этот раз мы поговорили с фонетистом и преподавателем английского Женей Ивановой о том, как быстро можно выучить иностранный язык, зачем тренировать произношение и существует ли какой‑то талант к языкам.

10 стыдных вопросов об изучении английского языка: отвечает преподаватель Женя Иванова

Женя Иванова

фонетист, преподаватель английского языка, автор блога rockme.english и Telegram-канала «Дневник фонетистки».

 

1. Какой смысл в современном мире учить английский, когда есть переводчики и всякие приложения, которые могут помочь?

Банальный аргумент: английский — язык международного общения. На нём можно смотреть видео, слушать подкасты и читать что‑то, не дожидаясь перевода. Когда ты воспринимаешь информацию в оригинале, не теряется красота языка, какие‑то оттенки, шутки, идеи, которые задумывал автор.

Я лично люблю читать международные новости и комментарии к ним на английском, чтобы иметь представление о том, как размышляют и живут люди в других странах.

Кому‑то английский необходим для работы, тем более сейчас многие переезжают или, несмотря ни на что, продолжают путешествовать.

Когда ты говоришь на других языках, это делает тебя интересным, эрудированным человеком.

Увлекательнее жить, когда перед тобой не одна плоская картинка, а более объёмное представление о мире и больше возможностей с ним коммуницировать.

Даже говорят, что ты проживаешь столько жизней, сколько иностранных языков ты знаешь‎. Поэтому изучение языка — это вклад в себя.

2. За какое время в принципе с нуля можно выучить язык? Можно ли сделать это за два месяца, как обещают авторы некоторых программ?

Я начну с того, что владение любым языком — это не знание, которое можно просто вложить в голову. Это навык, требующий постоянной тренировки.

Кроме того, владение языком — это комплексная история, состоящая из нескольких аспектов. Слушать и читать, то есть воспринимать язык, — один навык. Говорить и писать, формулировать свои мысли — другие умения. И работать над всем этим лучше параллельно.

Но у каждого свои цели и возможности. Кому‑то необходимо читать и понимать статьи, а кому‑то важно коммуницировать. Всё это подразумевает разные подходы к изучению и сроки освоения. К тому же один будет заниматься пять раз в неделю по два часа и быстро овладеет языком. Другой посвятит этому час в неделю и вряд ли добьётся таких же результатов с той же скоростью.

Нужно понимать: сколько вы вкладываете, столько и получаете обратно.

В идеале стоит посвящать занятиям немного времени, но часто. Лучше, если вы будете самостоятельно заниматься минут по десять каждый день и, например, раз в неделю по часу с преподавателем. Уроки по 3–4 часа, но только один раз в неделю, сработают хуже.

Важно, чтобы у вас формировались новые нейронные связи, появлялась привычка работать с языком. Этого можно добиться регулярностью.

Конечно, за два месяца можно здорово прокачать знания о каких‑то отдельных аспектах языка. Но результат будет зависеть от того, сколько вы уделяете времени занятиям и есть ли у вас наставник. Однозначно сказать, что за такой‑то срок вы точно освоите язык, нельзя.

Ещё хочу подчеркнуть, что, изучая язык, важно ставить конкретные цели. Выучить английский с нуля или освоить уровень за два месяца — это расплывчатые формулировки.

Адекватные цели на два месяца могут быть такими:

  • Смотреть сериалы на английском, выписывать из каждой серии по 5–10 новых слов и учиться использовать их.
  • Каждую неделю слушать по два выпуска подкаста и понимать хотя бы 60% услышанного.
  • Пройти с преподавателем шесть уроков из учебника.

Это не такие масштабные задачи, как многим хотелось бы, но они реалистичны и принесут больше пользы.

3. Какой английский лучше изучать: британский или американский?

Традиционно не носители для изучения рассматривают один из вариантов для освоения языка: британский или американский. Выбор может зависеть от того, зачем именно вам навык, а ещё от ваших предпочтений.

Определить для себя, что вы больше хотите изучать, можно, отвечая на эти вопросы:

  • В какой среде вы будете использовать английский?
  • Вы будете больше общаться с американцами, британцами или в каких‑то международных кругах?
  • Какой акцент вам проще воспринимать на слух?
  • Какой контент вам больше нравится?

Но, учитывая современный мультикультурализм, может быть, даже нет смысла выбирать что‑то одно и придерживаться этого постоянно. На аудировании из кембриджских учебников, рассчитанных на высокий уровень владения языком, представлены разные акценты. Там говорят и индусы, и австралийцы, и немцы. Потому что это то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни: люди говорят по‑разному.

Да, поначалу нам всем нужна какая‑то база. При этом фонетика — это такой же важный аспект языка, как грамматика и лексика. И всё это необходимо прокачивать одновременно. Когда база освоена, можно начать играть с акцентами и изучать, например, ирландский или шотландский.

4. Можно ли выучить язык самостоятельно по книгам, фильмам и сериалам?

Безусловно, окружая себя языком, можно совершить большой скачок. Это надо делать в любом случае, даже если у вас есть преподаватель.

Я бы посоветовала пытаться смотреть ваши любимые фильмы и сериалы с субтитрами. С английскими или, если вам сложно, — с русскими. Можно выписывать незнакомые слова и самостоятельно составлять с ними предложения, чтобы тренировать их использование.

Читать можно короткие рассказы классических авторов, например Оскара Уайльда, Сомерсета Моэма, Эрнеста Хемингуэя. Если у вас начальный уровень, есть специальные книги, в которых текст параллельно написан на английском и русском языках, чтобы вы могли подсмотреть перевод.

Однако, если мы смотрим, слушаем и читаем, мы развиваем только восприятие языка. Я часто сталкиваюсь с учениками, которые имеют огромный словарный запас, смотрят лекции Гарварда по биологии и понимают всё, но при этом не способны сформулировать простейшие мысли, потому что не могут говорить на иностранном языке. А не получается у них, потому что, во‑первых, нет практики. Во‑вторых, не поставлено произношение. А значит, не сформирован автоматизм в говорении и не задействована мышечная память.

Поэтому обязательно даже в самостоятельные занятия стоит включать упражнения, где требуется формулировать мысли на английском. Например, записывать свои соображения или то, что с вами произошло за день, говорить с самим собой или даже с питомцем. Не думать о грамматике, а просто тренировать формулирование мыслей.

Конечно, круто, когда у вас есть преподаватель, но и самостоятельно подтянуть все аспекты тоже можно. Главное — не только воспринимать информацию, но и быть её творцом.

5. Стоит ли учить английский язык с носителем языка?

У изучения языка с носителем есть неоспоримые плюсы. Самый главный в том, что вам худо‑бедно всегда придётся изъясняться на английском, если уровень пока низкий. Это чудесно помогает выйти из зоны комфорта и начать говорить. Язык нужен для коммуникации, и важно, чтобы она случилась.

Но у подхода есть и минусы. Во‑первых, носители — это люди, которые чаще всего незнакомы с русским языком и не могут объяснить что‑то на нём, провести понятные аналогии. А это может быть важно при объяснении некоторых концептов и слов.

Во‑вторых, не каждый носитель языка на самом деле преподаватель. Некоторые из них идут учить просто потому, что английский — их родной язык. Они не владеют техниками преподавания. Поэтому и прогресса с ними будет мало, ведь процесс обучения нужно выстраивать по определённым правилам и методикам.

Вам нужен педагог, а не какой‑нибудь сантехник из Манчестера.

Да, с ним вы закроете аспект говорения, но для этих целей можно найти себе иностранного дружочка по переписке. Например, на платформе italki, которая связывает изучающих язык и носителей. Или просто где‑то в социальных сетях.

Перед тем как начать учиться, поинтересуйтесь квалификацией педагога:

  • Узнайте, есть ли у него сертификат CELTA или DELTA, необходимый для преподавания английского.
  • Спросите, как преподносит информацию и какой метод использует. Например, коммуникативный, лексический или грамматико‑переводной.
  • Поинтересуйтесь успехами предыдущих студентов.

Обратите внимание: педагог действительно сможет ответить на эти вопросы или начнёт защищаться от вас.

6. Какие есть лайфхаки, чтобы быстро выучить язык?

Я советую завести себе личный Telegram‑канал или дневник на любой другой платформе. И там записывать всё, что касается обучения.

Если встречаете новое слово, запишите его с переводом. Затем составьте с ним предложение. Хорошо, если это будет что‑то про вас и вашу жизнь, чтобы было актуально и лучше запоминалось. Потом запишите на аудио или видео, как вы это слово проговариваете 10–15 раз. Это поможет сформировать мышечную память. Периодически перелистывайте свой дневник, повторяйте слова и фразы.

Записывайте сами себе аудио и видео с мыслями и посланиями.

Можно даже говорить с самим собой. Например, проговаривать свои планы на день вслух. Поставьте таймер на 5–10 минут и описывайте предметы вокруг вас: что это, какого цвета, зачем нужно, откуда это у вас.

Я рекомендую перевести на английский все свои электронные девайсы, чтобы мозг привык к языку. Начинайте смотреть фильмы на английском с субтитрами, но понемногу: не старайтесь сразу осилить целую серию.

Заведите дневник. В нём можно писать:

  • как прошёл ваш день;
  • за что вы благодарны;
  • что вас бесит;
  • краткое изложение того, что вы посмотрели или прочитали.

Найдите в вашем городе какой‑нибудь разговорный клуб — их сейчас масса, в том числе бесплатных.

Самое главное — уделяйте языку каждый день хотя бы по 10 минут. Регулярная практика позволяет не только учить новое, но и не забывать старое.

7. Имеют ли смысл всякие приложения для изучения языка или они бесполезны?

Конечно, имеют. Когда вам нужно выучить слово или фразу по новой теме, чтобы отлетало от зубов, приложения отлично помогут. Они могут быть вспомогательным инструментом для каких‑то точечных целей.

Но, повторю, язык нужно изучать комплексно. Необходимо тренировать все его аспекты, в том числе учиться им пользоваться. А в таком случае одним приложением не обойтись.

8. Зачем совершенствовать произношение, если меня и так могут понять?

Это вопрос для каждого, наверное, индивидуальный. Лично для меня красивое произношение — это уважение к собеседнику.

Когда с вами говорят на русском с сильным акцентом, конечно, вы понимаете человека, вы его не осуждаете. Но вам всё равно приходится напрягаться, чтобы добраться до смысла сказанного. Неправильные звуки, нелогичные ударения, неадекватная интонация делают коммуникацию немного другой.

Произношение — это одежда, по которой вас встречают.

Ваш уровень английского кажется даже выше, чем он есть, если оно у вас красивое, потому что люди в первую очередь воспринимают не то, что вы говорите, а то, как вы это делаете.

К тому же, когда у вас хорошее произношение, вам гораздо легче понимать манеру говорить других людей.

9. Можно ли вообще выучить язык окончательно или это бесконечный процесс?

Мы уже говорили, что это процесс, который нужно поддерживать. Я в своё время учила и немецкий, и испанский, и даже латынь. Но мне сложно на них говорить, потому что я их не практикую.

Язык — это бусы, на которые мы нанизываем новые навыки‑бусинки. Без постоянного обучения эти бусы рвутся и рассыпаются. Приходится тратить время, чтобы их восстановить.

Нужна регулярная практика. А чтобы не стало скучно постоянно делать одно и то же, можно вносить разные активности. Не обязательно всю жизнь заниматься по учебникам. Можно читать, писать, смотреть — мы обсудили несколько разных идей.

Всё-таки владение языком — это не умение кататься на велосипеде, когда вы сели, поехали и уже никогда не сможете разучиться. Язык требует постоянного включения.

10. Существует ли какой‑то врождённый талант к языкам или это миф? И что делать людям, которые чувствуют, что язык им не даётся?

Конечно, у каждого человека есть какие‑то природные склонности, которыми можно и нужно пользоваться. Кому‑то легче даётся математика, чем языки.

Но если у вас был какой‑то негативный опыт изучения английского и вы считаете, что вам не дано, — не стоит сдаваться. Нужно поискать хорошего наставника, который выстроит учебный процесс согласно вашему типу восприятия информации, придумает интересные задания, которые будут коррелировать с вашей жизнью. Может быть, вы любите моду или кулинарию, и вам будет интереснее осваивать язык через эти темы.

Изучение языка — это возможность для творчества, самостоятельного и совместного с педагогом. Есть очень много способов заниматься, не надо сдаваться, пока не найдёте что‑то по душе. Если не пошло с одним преподавателем, не стесняйтесь попробовать с другим.

Окружите себя языком и двигайтесь вперёд маленькими, но регулярными шагами.

Главное — не бойтесь и не сдавайтесь.

Ещё больше ответов на стыдные вопросы 🧐 10 стыдных вопросов о собаках и их поведении: отвечает кинолог Анастасия Бобкова 10 стыдных вопросов о деньгах: отвечает финансист Павел Комаровский 10 стыдных вопросов о полётах: отвечает Лётчик Лёха