09.11.2024

5 фильмов ужасов, которые нужно посмотреть, даже если вы боитесь собственной тени

Фильмы ужасов — жанр специфический. Получать удовольствие от страха и ужаса могут далеко не все. Однако есть картины, значимость которых для кинематографа настолько высока, что каждый ради ознакомления с ними просто обязан пройти сеанс щекотания нервов.

5 фильмов ужасов, которые нужно посмотреть, даже если вы боитесь собственной тени

Носферату. Симфония ужаса

  • Режиссёр: Фридрих Мурнау.
  • Германия, 1922 год.
  • Длительность: 94 мин.
  • IMDb: 8,0.

Первая экранизация романа Брэма Стокера «Дракула» сегодня вызовет на лицах зрителей разве что снисходительную улыбку. Фильм совершенно безопасен для самой боязливой аудитории. Уж слишком комичными и наивными для современников покажутся хоррор-сцены немого кино.

Почему нужно смотреть

В своё время картина Мурнау была поистине революционной: использование готических декораций и открытых пейзажей было инновационным в кинематографе начала XX века.

Мрачный образ безмолвного монстра с голым черепом и длинными когтями стал культовым. Многие идеи, касающиеся природы ценителей человеческой крови (например, боязнь света), были использованы в более поздних фильмах о вампирах.

Смотреть в Google Play →

Психо

  • Режиссёр: Альфред Хичкок.
  • США, 1960 год.
  • Длительность: 109 мин.
  • IMDb: 8,5.

По утверждению многих киноведов, «Психо» — лучший фильм Хичкока и величайший шедевр мирового кинематографа. Съёмка от первого лица, безупречная постановка сцен убийств, пронизывающий всю картину саспенс — эффект присутствия здесь достигает такой силы, что зритель буквально ощущает на себе удары ножом безумного маньяка.

Почему нужно смотреть

Сила картины американского режиссёра вовсе не в создании жестоких и пугающих сцен. Хичкок одним из первых использовал в кино фрейдистские идеи о психологической структуре личности. У убийцы присутствует явное противоречие трёх пластов: «Сверх-Я», «Оно» и «Эго».

Хичкок выступает в роли врача, диагностирующего и объясняющего причины маниакального зла. После него психоаналитическая тематика стала обыгрываться едва ли не в каждом втором кино, но далеко не всем удавалось сделать это так тонко и метафорично, как великому маэстро фильмов ужасов.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

Ребёнок Розмари

  • Режиссёр: Роман Полански.
  • США, 1968 год.
  • Длительность: 136 мин.
  • IMDb: 8,0.

В фильме почти отсутствуют спецэффекты, он полностью лишён откровенно пугающих сцен. Молодая семья переселяется в новую квартиру в Нью-Йорке, знакомится с соседями, ведёт обычную жизнь.

Страх главной героини, как и страх зрителя, рождается на пустом месте. Он появляется от непонимания того, нужно ли бояться или нет. Действительно ли все эти милые домохозяйки — приверженки сатанинского культа, ждущего от Розмари младенца-дьявола, или же всё это паранойя героини?

Почему нужно смотреть

Полански впервые столь мощно использовал психологический приём двусмысленности событий. До финальных титров зритель не может быть уверен в истинности происходящего. Это состояние неопределённости таит в себе куда больше страха, нежели откровенное изображение зла во плоти.

Если вы хотите узнать, что называется психологическим хоррором, то «Ребёнок Розмари» объяснит это лучше, чем любое другое кино.

Смотреть в Google Play →

Изгоняющий дьявола

  • Режиссёр: Уильям Фридкин.
  • США, 1973 год.
  • Длительность: 122 мин.
  • IMDb: 8,0.

Ребёнок, ножницами лишающий себя невинности и расточающий похабные ругательства, вращающиеся на 360 градусов головы, летающие кровати — лишь малая часть того, чем запомнится вам «Изгоняющий дьявола».

Двадцатиминутный сеанс экзорцизма в конце показан с таким дотошным натурализмом, что на секунду забываешь о художественности картины. Пляски вокруг осатаневшей девочки отвратительны и ужасны.

Почему нужно смотреть

«Изгоняющий дьявола» положил начало огромному количеству фильмов на тему экзорцизма. И не удивительно: в своё время картина получила широкое признание у массовой аудитории, а также множество наград, включая «Оскар».

Явление экзорцизма само по себе свидетельствует о беспомощности науки, а человек бессознательно не хочет жить в мире, расчерченном физикой и химией, — в нём должно оставаться место для чего-то ещё. Дьявол представляет собой иррациональный, необъяснимый феномен, перед которым науке не остаётся ничего, кроме как сложить с себя полномочия.

В фильме Фридкина наука неохотно и медленно подписывает акт о капитуляции, признавая, что человек никогда полностью не сможет подчинить себе этот мир.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →

Сияние

  • Режиссёр: Стэнли Кубрик.
  • США, Великобритания, 1980 год.
  • Длительность: 144 мин.
  • IMDb: 8,4.

Зловещий оскал на лице Джека Николсона, пробивающего топором дверь к своей жертве, навсегда останется в памяти тех, кто его видел. Бесподобная актёрская игра и обилие по-настоящему жутких хоррор-сцен делают фильм Кубрика зрелищем не для слабонервных. На визуальном уровне «Сияние», наверное, самый жуткий фильм ужасов из этого списка.

Почему нужно смотреть

Чтобы войти в число классических произведений, ужастику недостаточно быть страшным. Он должен быть в определённой мере интеллектуальным. Кубрик проводит художественный эксперимент, в ходе которого выясняется, что причиной безумия героя фильма Торренса оказывается отсутствие самоудовлетворённости.

Человек стремится к гармонии, пусть даже вымышленной. Герой Николсона, алкоголик и неудачник по жизни, оказавшись в уединённом месте, создаёт собственный фантастический мир без социального давления. Отель «Оверлук» с его нереальными обитателями и есть оплот гармонии и спокойствия. Для постоянной прописки в нём Торренсу мешает лишь жена и ребёнок, лучшим средством избавления от которых является топор.

Социальная проблематика, глубокая метафоричность каждого кадра и обилие различных художественных приёмов сделали творение Кубрика одним из лучших в истории кино.

Смотреть в iTunes →

Смотреть в Google Play →