Родители могут обеспечить такие условия, в которых дети сами потянутся к знаниям, а оценки станут лишь инструментом обратной связи.
1. Обсуждайте результаты в дневнике спокойно
Успеваемость в школе не гарантирует успех во взрослой жизни. Поэтому добиваться «отлично» через силу, ругать или наказывать за двойки не лучшая стратегия. Есть риск, что ребёнок будет подтягивать оценки только из‑за страха. Но с гораздо большей вероятностью он начнёт избегать разговоров об учёбе и скрывать свои трудности. А сама школа станет ассоциироваться с ужасным местом, от посещения которого одни неприятности. Кроме того, ребёнку будет сложно обращаться к вам за поддержкой.
Постарайтесь выяснить, в чём причина низкой оценки. Возможно, школьник плохо себя чувствовал или поссорился с другом и потому не подготовился к уроку. Если же причина в сложной программе, поговорите с учителем или поищите дополнительную литературу, которая поможет лучше разобраться в предмете.
Комфортная и безопасная среда важна не только дома. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» инициировал создание разнообразных решений, позволяющих сформировать в образовательных организациях личностно‑развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития, и ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, научиться противостоять стрессу и совершать выбор, занимать активную позицию в различных сферах жизни и деятельности. Как следствие, повышается его благополучие, формируются гармоничные отношения с педагогами, родителями и друзьями, раскрывается внутренняя мотивация к познанию, достижению и саморазвитию, растут академические успехи.
Образовательные продукты прошли многоуровневую экспертизу. Например, учебно‑методические комплекты «Социально‑эмоциональное развитие детей» и «Развитие личностного потенциала» рекомендованы для работы школьных педагогов‑психологов.
2. Хвалите за процесс, а не результат
Учёба не заканчивается после выпускного. Даже взрослым людям нужно уметь добывать новые знания и прокачивать навыки, чтобы продвигаться в карьере. Если ребёнок вернулся с пятёркой или четвёркой, важно обсудить, что именно привело его к отличному результату. Если это был ответ на уроке, узнайте, как реагировал преподаватель и что в процессе чувствовал сам ученик. Если оценку поставили за сочинение или проект, попросите показать его. Аккуратно поинтересуйтесь, как шла работа над заданием и чем ребёнок особенно гордится.
Школьника, который пока не демонстрирует хороших результатов, важно поддержать. Но не нужно прибегать к необоснованной похвале и излишней мотивации. Иногда словами «Всё обязательно получится в следующий раз» родители просто отмахиваются от реальных проблем. Постарайтесь выяснить, что мешает ребёнку, и подумайте, как ему помочь.
3. Объясняйте, что знания важнее оценок
Школьная золотая медаль в жизни не пригодится, а вот полученные знания и умение их применять на практике точно не будут лишними. Прививайте ребёнку интерес к предметам. Показывайте, как химия, физика или математика работают в реальной жизни и в чём их практическая польза. Допустим, знание биологии позволяет понять, как устроен человеческий организм, и лучше о нём позаботиться. А если ваш ребёнок интересуется космическими кораблями и самолётами, расскажите, что без понимания физики построить их невозможно.
Сделать школьное образование максимально полезным для современной жизни — одна из задач фонда «Вклад в будущее». Поэтому он поддерживает и продвигает проекты, которые помогают детям разобраться в новых технологиях. Например, искусственному интеллекту и машинному обучению посвящён проект «Академия искусственного интеллекта для школьников», который реализуется в рамках программы «Цифровые навыки и компетенции». На сайте проекта можно найти вводные уроки для знакомства со сферой, онлайн‑курсы для развития практических навыков, актуальную информацию о мероприятиях и соревнованиях для школьников, в том числе о профиле «Искусственный интеллект» Национальной технологической олимпиады, победа в котором может принести не только ценные призы, но и преимущества при поступлении в ведущие вузы страны.
Фонд «Вклад в будущее» выпускает материалы, по которым можно заниматься и дома. На сайте есть раздел «Финансовая грамотность для диалога детей и родителей». Откуда берутся деньги, как формируются цены, зачем нужны банки — ответы на эти вопросы собраны в подкастах, дайджестах и книгах.
4. Поощряйте самостоятельность, но не отказывайте в помощи
Дайте ребёнку понять, что если ему сложно разобраться в новой теме, вы всегда рядом и подскажете. Но делать за него домашнюю работу не нужно, как и навязывать свои советы там, где он справляется сам. Освоить предметы — задача школьника. Позвольте ему изучать и искать ответы самостоятельно. Возможность принимать решения прибавит ребёнку уверенности в себе. Вы можете лишь мягко направлять школьника и помогать ему искать полезную информацию. Например, предложите вместе посмотреть обучающий ролик и обсудите его.
Уверенность в том, что взрослые помогут в сложной ситуации, очень важна для ребёнка. Чтобы родители могли разобраться в трудных аспектах воспитания и обучения, фонд «Вклад в будущее» выпустил «Путеводитель для современной семьи». Здесь можно найти подборки книг и фильмов для совместного досуга, дайджесты об учёбе, полезные статьи о переходном возрасте и раннем развитии. Материалы этого проекта позволят родителям начать взаимодействовать с ребёнком как с личностью, подскажут, что такое гармоничная и экологичная поддержка, и познакомят с принципами развития ребёнка как личности. А ещё этот проект стал одним из победителей ежегодного конкурса «Выбор мам — 2022» в номинации «Самый значимый социальный проект».
5. Учите справляться с эмоциями
Трудности с предметами могут стать причиной грусти, злости, неуверенности в себе, особенно если ученик вложился в результат и гордился проделанной работой. Поэтому важно помогать детям прокачивать эмоциональный интеллект — умение определять и различать усталость, раздражение, печаль и другие состояния. Это позволит ребёнку не только управлять своими чувствами, но и понимать, что испытывают окружающие. Например, учителя и одноклассники.
Объясните, что испытывать эмоции, даже негативные, нормально. Но важно научиться выражать их способами, которые никому не вредят. Например, если ребёнок злится, потому что у него не получается решить задачу, предложите переключиться и выполнить физические упражнения. Учите школьника говорить о своих чувствах, например: «Мне грустно, потому что…», «Я боюсь из‑за того, что…». Порой достаточно просто высказаться о своих эмоциях вслух, чтобы их накал снизился.
6. Не сравнивайте с другими
Дети разные: одни хороши в музыке, другие — в робототехнике, третьи прирождённые спортсмены. Поэтому приводить в пример одноклассников, детей соседки или старших братьев и сестёр не стоит. Это может стать ударом по самооценке ребёнка, вызвать обиду, стыд или даже злость. Лучше научить школьника сравнивать себя с собой из прошлого и замечать рост. Возможно, он не решает математические задачи так легко, как сосед по парте, но это не значит, что в других сферах будет так же. Помогайте ребёнку ставить цели и анализировать, как прийти к желаемым результатам, с какими задачами он уже справляется хорошо, а какие знания нужно подтянуть. Так школьник сфокусируется на своём прогрессе, а не на достижениях окружающих.
Реклама: Благотворительный фонд «Вклад в будущее»Обложка: «Вклад в будущее» / Vectorium / kostolom3000 / Shutterstock / Artem Zverev / Лайфхакер