Придерживайтесь законов перспективы и разберитесь, как показывать свет и тень.
Начинающему рисовальщику для первого рисунка понадобятся эти предметы.
- Графитовые (простые) карандаши. Они отличаются по твёрдости. 9H — самый твёрдый, 9B — самый мягкий. Для начала можно взять несколько штук с маркировкой HB, 2B и 4B.
- Бумага. Ту, что используют для принтера, лучше не брать — она слишком тонкая и не выдержит много исправлений. Подойдёт бумага плотностью от 140 г/м2 — обычно этот параметр указывают на упаковке.
- Ластик и клячка. Клячка — мягкая стирательная резинка, которую прикладывают к нужному месту на рисунке. Она частично убирает тон и не так травмирует бумагу, как обычный ластик.
Если хотите поработать с цветом, добавьте к списку акварель и пару кистей — одну среднего размера и другую поменьше. Например, возьмите круглую кисть с беличьим ворсом — она хорошо удерживает воду, что важно для акварели. Правда, такие варианты стоят недёшево, поэтому можно выбрать и синтетическую кисть — главное, чтобы она сохраняла при работе острый кончик.
А теперь — к правилам.
1. Соблюдайте пропорции
Чтобы предмет или человек на рисунке были похожи на натуру, важно следить за тем, как отдельные части объекта соотносятся друг с другом. Для их измерения художники используют не циркуль и линейку, а карандаш. Такой метод называется визированием.
Предположим, вам нужно понять, как соотносятся высота и ширина стакана, который вы хотите нарисовать. Придерживайтесь простой схемы:
- Возьмите карандаш и на вытянутой руке наведите его на нужный предмет. Прищурьте один глаз, чтобы объект не двоился.
- Наведите кончик карандаша на верхний край предмета, а пальцем отметьте нижний край. Вы получили высоту стакана.
- Не меняя расположение пальца, переверните карандаш и наведите его кончик на левый или правый край. Проверьте, насколько высота стакана больше ширины.
- Наметьте пропорции на бумаге. Один из размеров задают произвольно, а второй должен быть пропорционален первому.
Чтобы получить правильные измерения, важно держать карандаш строго вертикально, когда измеряете высоту, и горизонтально, когда проверяете ширину.
Метод визирования применяют не только для простых фигур. Например, с его помощью удобно проверять, как соотносятся разные части лица при рисовании портрета. Если рисуете не с натуры, а по фотографии, сравнивать пропорции тоже можно карандашом, прикладывая его к картинке.
Узнать больше о том, как измерять пропорции, можно из видео.
2. Помните о перспективе
Люди живут в трёхмерном мире — у каждого предмета есть длина, ширина и высота. Но на бумаге можно получить только двухмерное изображение. Чтобы оно выглядело реалистичным, используют принципы линейной перспективы. Они отличаются от того, что рассказывали на уроках геометрии:
- Параллельные прямые всегда пересекаются. На рисунке вы это не увидите, но в голове стоит держать, что все удаляющиеся линии встречаются в единой точке на горизонте.
- Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом. В зависимости от их расположения на рисунке угол будет тупым или острым.
- Круги превращаются в эллипсы. Причём чем ближе к линии горизонта находится круг, тем уже он становится.
- Предметы одного размера выглядят разными в зависимости от их расположения. Чем дальше от зрителя, тем меньше.
Простой пример — на рисунке железной дороги рельсы будут сходиться на линии горизонта, хотя мы знаем, что в жизни они идут параллельно друг другу. А деревья и люди вдали будут казаться меньше, чем на переднем плане.
Помимо линейной перспективы, есть воздушная. Она предполагает, что контуры предмета размываются и становятся менее насыщенными по мере его удаления от зрителя. На рисунке всё так же, как в жизни: объекты, которые находятся далеко, мы видим не такими чёткими и детализированными.
Подробнее о том, как передать объём и пространство на бумаге, можно узнать из видео.
3. Уделите внимание композиции
Чтобы рисунок выглядел гармонично, у него должен быть композиционный центр. Он не обязательно находится в середине листа бумаги. Например, можно использовать правило третей: разделите лист по вертикали и горизонтали на три части и поместите ключевые элементы вдоль линий или на их пересечении.
Есть ещё несколько приёмов, как выделить композиционный центр:
- Тоновой контраст. Главный объект на рисунке должен быть гораздо темнее или светлее, чем второстепенные.
- Цветовой контраст. Например, вы можете изобразить яркий жёлтый предмет на тёмно‑фиолетовом фоне.
- Размер и форма. Крупный объект на переднем плане привлечёт больше внимания, чем несколько мелких на заднем. А круглая колба выделится на фоне прямоугольных.
- Обобщение и детализация. Наиболее важный предмет на рисунке может быть более проработанным, чем остальные.
Разобраться в основах композиции в рисунке поможет видео.
4. Научитесь штриховать
Чтобы предмет выглядел красиво и реалистично, важно освоить штриховку — она позволит передать форму, объём и текстуру объектов.
Есть разные техники. При прямолинейной штрихи кладут по диагонали на одинаковом расстоянии друг от друга. Перекрёстной — перекрывают линии под углом 45 градусов. Круговой — наносят дугообразно. Выбор зависит от того, что вы рисуете. Например, круговая техника подходит, чтобы создать объём у круглых или выпуклых объектов.
Научиться штриховать помогут несколько правил:
- Наносите линии быстрыми движениями. Если будете делать это медленно, они начнут «дрожать».
- Держите карандаш, как шпагу. Это обеспечит большую свободу движения руки, и вам легче будет проводить прямые длинные линии. Держать карандаш так же, как пишущую ручку, удобно, когда нужно прорисовать мелкие детали.
- Хорошо заточите карандаш. Как правило, художники используют не точилку, а канцелярский нож. При таком способе грифель получается очень острым, и им можно дольше рисовать. А ещё под рукой можно держать наждачную бумагу, чтобы вовремя поправлять грифель.
- Не растирайте штрихи. Это может произойти, когда вы неправильно держите карандаш, а рука лежит на рисунке. Лучше держать её на весу или хотя бы подложить под кисть чистый лист.
- Не используйте слишком твёрдые карандаши — их трудно наслаивать. Нажимать на карандаш со всей силы не нужно — тогда грифель будет оставлять тёмные линии, которые трудно стереть.
Больше о технике штриховки можно узнать из видео.
В этом ролике рассказывают, как правильно точить карандаши.
А здесь показаны способы держать карандаш.
5. Двигайтесь от общего к частному
Наметьте общую композицию: обозначьте лёгкими линиями размер рисунка по отношению к размеру листа бумаги, прикиньте пропорции предметов и их расположение. Следите за тем, чтобы границы объектов не упирались в край листа. Не забывайте тени — они тоже должны уместиться на рисунке. После можно переходить к предметам — изобразите общую форму, а затем поработайте над деталями.
Если нарушить этот порядок, то можно не угадать с пропорциями. Например, при создании портрета сначала намечают овал лица, потом определяют, где будут находиться глаза, нос, губы, и только в конце переходят к рисованию зрачков, ресниц и прочих мелких деталей. Если же нарисовать глаза сразу, то они могут оказаться слишком большими или маленькими.
В этом видео подробнее рассказывают об алгоритме работы над рисунком.
6. Разделяйте свет и тень
На поверхности каждого предмета есть тёмные и светлые участки, расположение которых обусловлено его формой и фактурой, а также характером освещения. Есть несколько основных понятий, которые используют в рисовании:
- Свет — освещённая часть предмета.
- Тень — неосвещённая часть. Тень на самом предмете называют собственной, а ту, которую он отбрасывает, — падающей.
- Полутень — переход от тени к свету.
- Рефлекс — отражённый свет в теневой части. Его могут давать стол, потолок, соседние объекты.
- Блик — самая светлая часть глянцевого предмета.
Освещённость объекта зависит от того, где расположен источник света. Часто их бывает несколько — например, лампа и дневной свет из окна. Но для начала лучше ориентироваться на один источник. Обозначьте тень и начните штриховать по форме предмета. Тут тоже есть несколько рекомендаций.
- Не стремитесь сразу получить плотный тон — иногда нужно 7–8 карандашных слоёв, чтобы добиться глубоких теней.
- Когда на рисунке несколько объектов, прорабатывайте их одновременно. Если вы сосредоточитесь на одной части рисунка, её легко перетемнить.
- Не делайте переходы между тенью и полутенью слишком жёсткими — границы лучше растушевать мягким карандашом.
- Следите, чтобы падающая тень повторяла форму предмета. У основания она будет тёмная и с чёткими контурами, а по мере отдаления начнёт светлеть и размываться.
Подробнее о том, как обозначить свет и тень, можно узнать из видео.
Ещё один ролик по основам работы со светотенью.
7. Продумайте палитру
Если вы решили ввести цвет, используйте цветовой круг. Его создал швейцарский художник и преподаватель Иоганнес Иттен.
Этот инструмент помогает подобрать гармоничные сочетания. Есть несколько основных схем.
- Комплементарные цвета расположены друг напротив друга. Например, жёлтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зелёный.
- Контрастная триада. Вариант комплементарного сочетания, но вместо одного цвета берут два соседних от него. Допустим, жёлтый, красно‑фиолетовый и сине‑фиолетовый.
- Классическая триада. Сочетания трёх цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Например, оранжевый, зелёный и фиолетовый.
- Аналоговая триада. Комбинация трёх оттенков, которые расположены по соседству — сине‑зелёный, синий и фиолетовый.
- Тетрада. Это сложная схема, которая включает один основной, два дополнительных и один акцентный цвет. Как вариант — красно‑оранжевый, жёлто‑оранжевый, сине‑зелёный, сине‑фиолетовый.
В классическом цветовом круге всего 12 цветов. Чтобы подобрать другие оттенки, можно пользоваться онлайн‑инструментами. Например, Palleton или Adobe Color.
Кроме того, создать красивую работу помогут эти правила:
- В тенях проявляются оттенки, противоположные цвету предмета. Допустим, чтобы изобразить неосвещённую сторону жёлтого яблока, можно примешать немного фиолетового.
- Если освещение тёплое, то в тенях заметны холодные оттенки, и наоборот. Например, если вы пишете пейзаж на закате, в тени стоит добавить синие и фиолетовые цвета. Всё потому что свет в это время суток тёплый.
- Белые предметы в живописи изображают, смешивая другие краски. Скажем, в облаках, освещённых солнцем, будут присутствовать жёлтые, оранжевые, тёмно‑синие, фиолетовые тона.
- Чистый чёрный лучше не использовать. Вместо этого можно смешивать другие цвета. Чтобы подобрать подходящие оттенки, внимательно рассмотрите предмет — наверняка вы увидите, что чёрный не однороден. В нём могут присутствовать другие оттенки — жёлтый, красный, фиолетовый, синий.
Как пользоваться цветовым кругом, объясняют в этом ролике.
А здесь можно узнать, как писать тёплые и холодные тени.