16.11.2024

7 принципов рисования, которые помогут добиться реалистичности даже новичкам

Придерживайтесь законов перспективы и разберитесь, как показывать свет и тень.

7 принципов рисования, которые помогут добиться реалистичности даже новичкам

Начинающему рисовальщику для первого рисунка понадобятся эти предметы.

  • Графитовые (простые) карандаши. Они отличаются по твёрдости. 9H — самый твёрдый, 9B — самый мягкий. Для начала можно взять несколько штук с маркировкой HB, 2B и 4B.
  • Бумага. Ту, что используют для принтера, лучше не брать — она слишком тонкая и не выдержит много исправлений. Подойдёт бумага плотностью от 140 г/м2 — обычно этот параметр указывают на упаковке.
  • Ластик и клячка. Клячка — мягкая стирательная резинка, которую прикладывают к нужному месту на рисунке. Она частично убирает тон и не так травмирует бумагу, как обычный ластик.

Если хотите поработать с цветом, добавьте к списку акварель и пару кистей — одну среднего размера и другую поменьше. Например, возьмите круглую кисть с беличьим ворсом — она хорошо удерживает воду, что важно для акварели. Правда, такие варианты стоят недёшево, поэтому можно выбрать и синтетическую кисть — главное, чтобы она сохраняла при работе острый кончик.

А теперь — к правилам.

1. Соблюдайте пропорции

Чтобы предмет или человек на рисунке были похожи на натуру, важно следить за тем, как отдельные части объекта соотносятся друг с другом. Для их измерения художники используют не циркуль и линейку, а карандаш. Такой метод называется визированием.

Предположим, вам нужно понять, как соотносятся высота и ширина стакана, который вы хотите нарисовать. Придерживайтесь простой схемы:

  1. Возьмите карандаш и на вытянутой руке наведите его на нужный предмет. Прищурьте один глаз, чтобы объект не двоился.
  2. Наведите кончик карандаша на верхний край предмета, а пальцем отметьте нижний край. Вы получили высоту стакана.
  3. Не меняя расположение пальца, переверните карандаш и наведите его кончик на левый или правый край. Проверьте, насколько высота стакана больше ширины.
  4. Наметьте пропорции на бумаге. Один из размеров задают произвольно, а второй должен быть пропорционален первому.

Чтобы получить правильные измерения, важно держать карандаш строго вертикально, когда измеряете высоту, и горизонтально, когда проверяете ширину.

Метод визирования применяют не только для простых фигур. Например, с его помощью удобно проверять, как соотносятся разные части лица при рисовании портрета. Если рисуете не с натуры, а по фотографии, сравнивать пропорции тоже можно карандашом, прикладывая его к картинке.

Узнать больше о том, как измерять пропорции, можно из видео.

2. Помните о перспективе

7 принципов рисования, которые помогут добиться реалистичности даже новичкам

Люди живут в трёхмерном мире — у каждого предмета есть длина, ширина и высота. Но на бумаге можно получить только двухмерное изображение. Чтобы оно выглядело реалистичным, используют принципы линейной перспективы. Они отличаются от того, что рассказывали на уроках геометрии:

  • Параллельные прямые всегда пересекаются. На рисунке вы это не увидите, но в голове стоит держать, что все удаляющиеся линии встречаются в единой точке на горизонте.
  • Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом. В зависимости от их расположения на рисунке угол будет тупым или острым.
  • Круги превращаются в эллипсы. Причём чем ближе к линии горизонта находится круг, тем уже он становится.
  • Предметы одного размера выглядят разными в зависимости от их расположения. Чем дальше от зрителя, тем меньше.

Простой пример — на рисунке железной дороги рельсы будут сходиться на линии горизонта, хотя мы знаем, что в жизни они идут параллельно друг другу. А деревья и люди вдали будут казаться меньше, чем на переднем плане.

Помимо линейной перспективы, есть воздушная. Она предполагает, что контуры предмета размываются и становятся менее насыщенными по мере его удаления от зрителя. На рисунке всё так же, как в жизни: объекты, которые находятся далеко, мы видим не такими чёткими и детализированными.

Подробнее о том, как передать объём и пространство на бумаге, можно узнать из видео.

3. Уделите внимание композиции

Чтобы рисунок выглядел гармонично, у него должен быть композиционный центр. Он не обязательно находится в середине листа бумаги. Например, можно использовать правило третей: разделите лист по вертикали и горизонтали на три части и поместите ключевые элементы вдоль линий или на их пересечении.

Есть ещё несколько приёмов, как выделить композиционный центр:

  • Тоновой контраст. Главный объект на рисунке должен быть гораздо темнее или светлее, чем второстепенные.
  • Цветовой контраст. Например, вы можете изобразить яркий жёлтый предмет на тёмно‑фиолетовом фоне.
  • Размер и форма. Крупный объект на переднем плане привлечёт больше внимания, чем несколько мелких на заднем. А круглая колба выделится на фоне прямоугольных.
  • Обобщение и детализация. Наиболее важный предмет на рисунке может быть более проработанным, чем остальные.

Разобраться в основах композиции в рисунке поможет видео.

4. Научитесь штриховать

Чтобы предмет выглядел красиво и реалистично, важно освоить штриховку — она позволит передать форму, объём и текстуру объектов.

Есть разные техники. При прямолинейной штрихи кладут по диагонали на одинаковом расстоянии друг от друга. Перекрёстной — перекрывают линии под углом 45 градусов. Круговой — наносят дугообразно. Выбор зависит от того, что вы рисуете. Например, круговая техника подходит, чтобы создать объём у круглых или выпуклых объектов.

7 принципов рисования, которые помогут добиться реалистичности даже новичкам

Научиться штриховать помогут несколько правил:

  • Наносите линии быстрыми движениями. Если будете делать это медленно, они начнут «дрожать».
  • Держите карандаш, как шпагу. Это обеспечит большую свободу движения руки, и вам легче будет проводить прямые длинные линии. Держать карандаш так же, как пишущую ручку, удобно, когда нужно прорисовать мелкие детали.
  • Хорошо заточите карандаш. Как правило, художники используют не точилку, а канцелярский нож. При таком способе грифель получается очень острым, и им можно дольше рисовать. А ещё под рукой можно держать наждачную бумагу, чтобы вовремя поправлять грифель.
  • Не растирайте штрихи. Это может произойти, когда вы неправильно держите карандаш, а рука лежит на рисунке. Лучше держать её на весу или хотя бы подложить под кисть чистый лист.
  • Не используйте слишком твёрдые карандаши — их трудно наслаивать. Нажимать на карандаш со всей силы не нужно — тогда грифель будет оставлять тёмные линии, которые трудно стереть.

Больше о технике штриховки можно узнать из видео.

В этом ролике рассказывают, как правильно точить карандаши.

А здесь показаны способы держать карандаш.

5. Двигайтесь от общего к частному

Наметьте общую композицию: обозначьте лёгкими линиями размер рисунка по отношению к размеру листа бумаги, прикиньте пропорции предметов и их расположение. Следите за тем, чтобы границы объектов не упирались в край листа. Не забывайте тени — они тоже должны уместиться на рисунке. После можно переходить к предметам — изобразите общую форму, а затем поработайте над деталями.

Если нарушить этот порядок, то можно не угадать с пропорциями. Например, при создании портрета сначала намечают овал лица, потом определяют, где будут находиться глаза, нос, губы, и только в конце переходят к рисованию зрачков, ресниц и прочих мелких деталей. Если же нарисовать глаза сразу, то они могут оказаться слишком большими или маленькими.

В этом видео подробнее рассказывают об алгоритме работы над рисунком.

6. Разделяйте свет и тень

7 принципов рисования, которые помогут добиться реалистичности даже новичкам

На поверхности каждого предмета есть тёмные и светлые участки, расположение которых обусловлено его формой и фактурой, а также характером освещения. Есть несколько основных понятий, которые используют в рисовании:

  • Свет — освещённая часть предмета.
  • Тень — неосвещённая часть. Тень на самом предмете называют собственной, а ту, которую он отбрасывает, — падающей.
  • Полутень — переход от тени к свету.
  • Рефлекс — отражённый свет в теневой части. Его могут давать стол, потолок, соседние объекты.
  • Блик — самая светлая часть глянцевого предмета.

Освещённость объекта зависит от того, где расположен источник света. Часто их бывает несколько — например, лампа и дневной свет из окна. Но для начала лучше ориентироваться на один источник. Обозначьте тень и начните штриховать по форме предмета. Тут тоже есть несколько рекомендаций.

  • Не стремитесь сразу получить плотный тон — иногда нужно 7–8 карандашных слоёв, чтобы добиться глубоких теней.
  • Когда на рисунке несколько объектов, прорабатывайте их одновременно. Если вы сосредоточитесь на одной части рисунка, её легко перетемнить.
  • Не делайте переходы между тенью и полутенью слишком жёсткими — границы лучше растушевать мягким карандашом.
  • Следите, чтобы падающая тень повторяла форму предмета. У основания она будет тёмная и с чёткими контурами, а по мере отдаления начнёт светлеть и размываться.

Подробнее о том, как обозначить свет и тень, можно узнать из видео.

Ещё один ролик по основам работы со светотенью.

7. Продумайте палитру

Если вы решили ввести цвет, используйте цветовой круг. Его создал швейцарский художник и преподаватель Иоганнес Иттен.

7 принципов рисования, которые помогут добиться реалистичности даже новичкам

Этот инструмент помогает подобрать гармоничные сочетания. Есть несколько основных схем.

  • Комплементарные цвета расположены друг напротив друга. Например, жёлтый и фиолетовый, оранжевый и синий, красный и зелёный.
  • Контрастная триада. Вариант комплементарного сочетания, но вместо одного цвета берут два соседних от него. Допустим, жёлтый, красно‑фиолетовый и сине‑фиолетовый.
  • Классическая триада. Сочетания трёх цветов, которые находятся на равном расстоянии друг от друга. Например, оранжевый, зелёный и фиолетовый.
  • Аналоговая триада. Комбинация трёх оттенков, которые расположены по соседству — сине‑зелёный, синий и фиолетовый.
  • Тетрада. Это сложная схема, которая включает один основной, два дополнительных и один акцентный цвет. Как вариант — красно‑оранжевый, жёлто‑оранжевый, сине‑зелёный, сине‑фиолетовый.

В классическом цветовом круге всего 12 цветов. Чтобы подобрать другие оттенки, можно пользоваться онлайн‑инструментами. Например, Palleton или Adobe Color.

Кроме того, создать красивую работу помогут эти правила:

  • В тенях проявляются оттенки, противоположные цвету предмета. Допустим, чтобы изобразить неосвещённую сторону жёлтого яблока, можно примешать немного фиолетового.
  • Если освещение тёплое, то в тенях заметны холодные оттенки, и наоборот. Например, если вы пишете пейзаж на закате, в тени стоит добавить синие и фиолетовые цвета. Всё потому что свет в это время суток тёплый.
  • Белые предметы в живописи изображают, смешивая другие краски. Скажем, в облаках, освещённых солнцем, будут присутствовать жёлтые, оранжевые, тёмно‑синие, фиолетовые тона.
  • Чистый чёрный лучше не использовать. Вместо этого можно смешивать другие цвета. Чтобы подобрать подходящие оттенки, внимательно рассмотрите предмет — наверняка вы увидите, что чёрный не однороден. В нём могут присутствовать другие оттенки — жёлтый, красный, фиолетовый, синий.

Как пользоваться цветовым кругом, объясняют в этом ролике.

А здесь можно узнать, как писать тёплые и холодные тени.